• Спасо-Преображенский скит на Оковецком источнике
История скита
История этого уникального чудотворного источника напрямую связана с явлением чудотворной иконы Богоматери Оковецкая (Ржевская).
Оковецкая (Ржевская) икона Богоматери — это две чудотворные иконы: Происхождение Честного Древа Животворящего Креста Господня и Богоматерь «Одигитрия» с Младенцем и предстоящим святителем Николаем, которые впоследствии были установлены в один киот. Именование иконы происходит от места ее явления — Оковецкого леса и Ржевского уезда, в границах которого со временем возникло село Оковцы.
Явление чудотворной иконы Богоматери
Оковецкая (Ржевская)
В 1539 году в лесной глуши у древнего городища на реке Пыршня, неподалеку от деревень Дрябки и Клочки, явились иконы Происхождения Честного Древа Животворящего Креста Господня и Богоматери «Одигитрия» с Младенцем и предстоящим святителем Николаем. Некоторые жители этих деревень занимались разбоем — Иван, по прозвищу Пономарёв, и его родной дядя Ермолай. Они сговорились с другими «хищниками» из Клочков угнать двух лошадей и двух коров. Быстро исполнив свой уговор, Иван и Ермолай пришли с добычей на условленное место в лесу. Войдя на Пыршневское городище, они увидели «чудо из чудес»: там сияло великое и преисполненное светом светило — то была стоящая на древе икона Честного Животворящего Креста Господня. В деревне Клочки не сразу поверили их рассказу, но, отправившись в лес, жители действительно обрели икону с изображением Креста Господня. Вторую же чудотворную икону — Богородицы — поначалу никто не заметил, так как она была в самой чаще леса.
Вскоре после случившегося житель деревни Клочки по имени Исидор направился за десять верст к «Спасу на погост», чтобы пригласить из этого храма священника для совершения в своем доме молебна. Не найдя батюшку, он пошел к иноку Стефану из Свято-Троицкого монастыря в Селижарове и рассказал ему о явленной иконе Креста Господня. Собрав множество народа, в день Пятидесятницы инок Стефан и Исидор отправились в лес и, придя на городище (бывшее на месте нынешней церкви и кладбища села Оковцы), все увидели икону Креста Господня. Народ возрадовался и поклонился явленному образу. Между тем налетел сильный ветер, вся окрестность погрузилась во мрак, но над городищем воздух озарялся необыкновенным сиянием. В это время инок Стефан и все пришедшие увидели на сосне вторую чудотворную икону — образ Богородицы с Младенцем, сидевшим на Ее руке, и предстоящим святителем Николаем Чудотворцем. Иконы были явлены друг от друга на расстоянии 10 локтей.
Как только инок Стефан с трепетом прикоснулся к чудотворному Богородичному образу, сразу началась страшная буря, подул сильный ветер как бы от иконы, поднялся неистовый шум, но еще ярче прежнего засиял повсюду необыкновенный свет. Весь народ пребывал в страхе и трепете и в великом изумлении, дивясь необыкновенному сиянию.
По преданию, в первый день по Пятидесятнице 25 человек получили исцеления от своих недугов. Видя столь обильно изливающуюся благодать Божию от иконы, инок Стефан «подробну вся исписа: како Честный и Животворящий Крест Господень в пределах их явися и обретение Богородицыны иконы како бысть и како многое исцеление даровася в различных недузех зле страждущим…» и отправился с этим описанием в Москву.
Прибывшие из Москвы посланники также стали свидетелями Божественной благодати, явленной в канун праздника пророка Божия Илии: здесь вновь 42 человека получили исцеление. Засвидетельствовав лично чудеса исцеления, посланники поспешили к царю Иоанну Васильевичу и Московскому митрополиту Иоасафу с донесением о чудесах и привезли в свидетели местного жителя Иону. Выслушав донесение, царь приказал поставить на месте обретения икон церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы «Одигитрии» с приделом святителя Николая Чудотворца.
В конце 1540 года чудотворные иконы были принесены в Москву. По пути их следования в городе Ржеве получили исцеление 9 человек, в селе Рождественское исцелилась расслабленная женщина, вышедшая встречать иконы. Жители Москвы, наслышанные о таком изобилии исцеляющей благодати от чудотворных икон, вышли встречать их за 25 верст от города.
Чудотворные иконы были торжественно встречены Государем Иоанном Грозным, братом его Юрием, Московским митрополитом и всем собором сначала в Новинском монастыре, потом в Успенском соборе Кремля. В честь Ржевской иконы Божией Матери в Москве была возведена церковь в Чертолье (впоследствии это место получило название Пречистенские ворота и улица Пречистенская). После снятия списка икона была возвращена в Ржев; на обратном пути следования иконы исцелилось еще 4 человека в селе Новое Городище и несколько человек во Ржеве. Всего за 8 дней пути исцеление получили 26 человек.
В период междуцарствия церковь на Оковце подверглась разорению, как и все окрестные земли, от поляков и литовцев. Чудотворные явленные Оковецкие иконы по Промыслу Божию были вывезены в Новгород и находились там до 1667 года, также являя чудеса исцеления болящим. В том же году был восстановлен и Оковецкий храм, возобновились богослужения.
В 1930 году Оковецкий храм во имя иконы Богоматери «Одигитирии», где находились в тот момент явленные иконы, был закрыт. Дальнейшая судьба Оковецких чудотворных икон неизвестна.
Святой источник Оковецкий
Источник представляет собой округлый водоем, в 1878 году обложенный тесаным гранитом и накрытый сверху шатровым куполом. Большие размеры водоема обусловлены мощным потоком воды, бьющим со дна колодца.
Усилиями благотворителей, жителей села Оковцы и братии монастыря Нило-Столобенская пустынь на месте бывшей часовни на святом источнике возведен и освящен храм во имя Преображения Господня. Ежегодно 24 июля, в день празднования чудотворной иконы Богоматери Оковецкой (Ржевской), после Божественной литургии совершается водосвятный молебен на Оковецком источнике.
Сегодня Спасо-Преображенский скит на Оковецком источнике, как и в прежние времена, принимает многочисленных гостей и паломников, стремящихся побывать на святом месте, испробовать воды из источника или окунуться в купальне. В любое время года источник открыт для всех гостей.
В наши дни те, кто не имеет возможности лично побывать на святом Оковецком источнике, могут приобрести воду из источника, разлитую в бутылки.
Сейчас на подворье Нило-Столобенской пустыни в Преображенском храме на Оковецком источнике регулярно совершаются богослужения: Божественная литургия, молебны и панихиды. Также проводятся таинства Исповеди, Крещения и Елеосвящения (соборование).
Контакты
Полное наименование: Спасо-Преображенский скит мужского монастыря «Нило-Столобенская пустынь» Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат), д. Оковцы Селижаровского района.
Скитоначальник — иеромонах Фаддей (Пестов).
Адрес подворья: 172232, Тверская обл., Селижаровский район, д. Оковцы.