«Взыде, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае…» В Нило-Столобенской пустыни прошло празднование перенесения святых мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар
22 мая в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни прошло празднование перенесения святых мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар. Накануне было совершено всенощное бдение, в самый день праздника был совершен водосвятный молебен, Божественная литургия и крестный ход по случаю престольного праздника одного из приделов Богоявленского собора обители.
Богослужение возглавил наместник монастыря архимандрит Стефан, ему сослужила братия обители в священном сане.
По окончании Божественной литургии и крестного хода отец наместник произнес проповедь, в которой поделился двумя мыслями, вытекающими из жития святителя Николая и истории празднуемого события:
Во-первых, святитель Николай, в отличие от многих философов, не оставил никакого литературного наследия. Но парадоксально то, что ученых с большим наследием нередко знает лишь узкий круг людей, тогда как святителя Николая знает весь мир, и не только христианский, но и инославный.
Во-вторых, было сказано о непостижимости Промысла Божия. В IX веке император Василий I Македонянин, движимый желанием возродить почитание икон и мощей, в противовес недавно осужденной ереси иконоборчества хотел перевезти мощи святителя Николая в Константинополь, но был остановлен неким чудесным образом. А в 1087 году сорок семь вооруженных жителей города Бари отправились в храм Святого Сиона, где пребывали мощи святителя Николая, с целью забрать мощи и перевезти их к себе. Четверо монахов, находившихся в то время в храме, препятствовали им. Во время переговоров, сославшись и на упомянутый случай с императором Василием I, они, в частности, сказали, что святитель не позволит им осуществить задуманное. Однако, как мы знаем, святитель позволил перенести его мощи из Мир в Бари. Как описывается в истории праздника, были и иные знамения, свидетельствующие о воле Божией на перенесение мощей. Так, зачастую мы негодуем о том, что Господь не помогает нам в наших добрых намерениях. Однако мы забываем, что Господь лучше нас знает, что нам полезнее, и наперед видит итог всех наших начинаний.