18 октября в монастырском музее-ризнице «Наследие преподобного Нила» состоялся семинар «Резная деревянная скульптура: истоки, воплощение в России, особенности резьбы Верхневолжья» 1

18 октября в монастырском музее-ризнице «Наследие преподобного Нила» состоялся семинар «Резная деревянная скульптура: истоки, воплощение в России, особенности резьбы Верхневолжья»

Семинар проводился в рамках изучения коллекции А. И. Буркина, пополнившей монастырский музей и наиболее разнообразно представляющей объемное изображение преподобного Нила.

В семинаре приняли участие работники монастырского музея, работники Осташковского краеведческого музея во главе с его заведующей, а также экскурсоводы Осташковской ассоциации экскурсоводов, многие годы взаимодействующие с обителью и с нашим музеем. Об особенностях реставрации главной святыни музея, ростовой деревянной скульптуры преподобного Нила, рассказал И. А. Волчек — художник-реставратор, сотрудничающий с монастырским музеем уже 10 лет и принимавший участие в реставрации не только этой скульптуры, но и многих икон музея.

Провела семинар кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник художественного отдела музея «Новый Иерусалим» Н. А. Мерзлютина. В ее докладе были освещены истоки возникновения церковной скульптуры, пути ее проникновения в Россию, творческие переработки скульптуры русскими резчиками и живописцами, а также влияние на местные школы как византийской, так и западноевропейской культуры. Были рассмотрены церковные документы разных эпох о возможности использования в оформлении храмов резной скульптуры и запретах на откровенно «латынские», «языческие» изображения или образы низкого художественного уровня.

На примерах резных скульптурных образов Спасителя, преподобного Нила и других святых, представленных в монастырском музее, участники семинара смогли расширить свои теоретические знания о деревянной резной скульптуре и уточнить ее описание. Приобретенные на семинаре знания будут востребованы для проведения паломнических экскурсий и формирования у гостей Тверского края представления о деревянной резьбе Верхневольжья как неотъемлемой части мировой художественной культуры.

Завершился семинар, по монастырской традиции, приглашением гостей к обеду в братскую трапезную.