В Нило-Столобенской пустыни прошли воскресные богослужения 1

В Нило-Столобенской пустыни прошли воскресные богослужения

В неделю 17-ю по Пятидесятнице в Нило-Столобенской пустыни почтили память святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.

Всенощное бдение и Божественную литургию возглавил наместник монастыря архимандрит Стефан, ему сослужила братия обители в священном сане.

По окончании Божественной литургии архимандрит Стефан обратился ко всем присутствующим с пастырским словом:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Однажды к святому Антонию Великому пришли монахи и просили его дать им наставление. Преподобный долго отказывался, говоря: «У вас есть Евангелие, читайте его, там всё написано», — но они не отступали. И тогда преподобный Антоний процитировал из Евангелия слова Господа о том, что если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему левую. На что эти монахи, переглянувшись, ответили: «Мы так не можем!» Преподобный сказал им: «Тогда хотя бы с терпением переносите удар по правой щеке». Они опять возразили: «Мы и этого не можем!» Тогда преподобный Антоний им говорит: «Вы хотя бы не воздавайте обидчикам злом на зло!» На что они опять сказали: «Мы и этого не можем…» Тогда преподобный Антоний, обратившись к своему ученику, сказал: «Они больны, дай им мягкой пищи и отпусти восвояси».

Вот и сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, в евангельском воскресном чтении Господь говорит нам о заповеди любви к врагам. Многие знают об этой заповеди, но для нехристиан и для многих людей, которые только на словах называют себя верующими, она кажется совершенно неисполнимой. И даже те, которые хотя и согласны мысленно с этой заповедью, представляют ее как бы неким снежным покровом, находящимся на вершине высочайшей горы, который сверкает и блистает издали. И такой человек говорит себе: «О нет! я никогда не достигну этой вершины, и даже не буду пытаться этого сделать!» А ведь это — заповедь Божия.

И Господь в сегодняшнем Евангелии (Лк. 6:31–36) говорит всем известные и всем понятные слова о том, что «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (ст. 31). Эти слова знают все: и верующие, и неверующие, и христиане и нехристиане. Современные представители гуманитарных наук называют эту заповедь «золотым правилом нравственности», потому что подобные слова есть и у античных философов, и у китайских мудрецов, и в индийской мудрости, и в других религиях.

А Господь далее говорит: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (ст. 33–34).

Однако, смотря на окружающий мир и на самих себя, мы порой действительно эти простые слова Христовы, которые должны твориться как само собой разумеющееся, уже воспринимаем как некую добродетель, когда говорим: «Я всегда на добро отвечаю добром!» Или как люди гордятся, когда дают взаймы тем, от кого рассчитывают получить назад! И если не берут с этого процента, то уже считают это великой добродетелью…

А Господь говорит: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (ст. 35). И вот здесь уже многие, как некогда апостолы, восклицают: «Господи! как это возможно?» Однако мы должны помнить слова Господа, которые мы постоянно слышим в Евангелии, о том, что невозможное для человеков возможно Богу, и всё возможно с Богом.

Начнем с того, что, когда мы говорим о любви к врагам, — слова, которые нас смущают, — мы подчас имеем в виду тех людей, которые, может быть, даже незначительно уязвили наше самолюбие, которые говорят нам то, что нам не нравится. То есть если мы внимательно присмотримся, то половина, а может быть, и бóльшая часть наших врагов таковыми не являются, а просто мы сами уязвляемся, будучи самолюбивыми и горделивыми, и не можем потерпеть этого слова. Хотя Господь и святые отцы говорят о том, что, по сути, враги наши являются нашими учителями, потому что они как бы обличают страсти, которые на самом деле живут в нас.

Когда человеку никто не досаждает, он ни с кем не общается, то ему кажется, что он уже чего-то достиг. Но как только он услышит в свой адрес неприятное слово, в нем тут же вспыхивают гнев, раздражение, памятозлобие и, конечно же, гордость, — которые живут в каждом из нас.

Второй момент. Когда мы хотим приступить к исполнению этой заповеди, то начинать нужно, прежде всего, с молитвы. Мы должны обращаться к Богу с просьбой помочь нам простить грешника, простить того, кто нас обидел. Преподобный Нил Синайский так и говорит, что если мы прежде всякой молитвы будем искренне молиться за наших врагов, то Господь исполнит любое наше прошение.

И еще, дорогие отцы, братия и сестры, если у нас пока еще нет сил действительно от всего сердца возлюбить наших врагов, то мы хотя бы должны жалеть их, потому что любой человек создан по образу и подобию Божию. И за этого человека, которого мы считаем нашим врагом, — за него тоже пострадал на Кресте Господь и Бог наш Иисус Христос. Поэтому, если мы терпеливо снесем обиды от него, если не отомстим, не воздадим злом за зло, и если этот человек не покается в своих проступках, то он сам собирает горящие угли на свою голову, и его ждет страшная участь. И поэтому таких людей нужно стараться жалеть.

Поэтому, дорогие отцы, братия и сестры, будем стремиться исполнить и эту заповедь Божию о любви к врагам с тем, чтобы мы могли каждый день в Молитве Господней от всего сердца произносить эти слова: «И остави нам дóлги наши, якоже и мы оставляем должникóм нашим!» Аминь.